сканирование0007Борис Иванович Веремей родился в посёлке Мишеронский 25 декабря 1935 года в семье будущего Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны, генерала-танкиста Веремея Ивана Николаевича и его жены, работницы Максимовского торфпредриятия, Федоры Федосеевны. Помимо старшего сына Бориса, в семье росли его младший брат Владимир и сестра Людмила.

В годы войны дети были под присмотром бабушки, но после окончания войны Иван Николаевич увёз семью в Германию. Борис же остался в Мишеронском у бабушки и продолжал обучение в Мишеронской средней школе. Бабушка своим примером жизненной стойкости оказала сильное влияние на формирование таких черт его характера, как упорство, самообладание, тонкий юмор, справедливость… Позднее сослуживцы и коллеги отмечали, что Борис Веремей был исключительно правдив.

В конце 1940-х годов Иван Николаевич Веремей стал слушателем академии Генерального штаба, и Борис, после окончания 7-ми классов, в Москву, где продолжил учиться в 204-й школе. Тяга к полётам у Бориса Веремея проявилась ещё в юношеском возрасте. В 1952 году, за год до окончания школы, он самостоятельно становится курсантом 2-го Московского аэроклуба и навсегда определил свой дальнейший жизненный путь.

В 1953 году он поступает в Армавирское авиационное училище и спустя два года получает звание лейтенанта, став лётчиком-истребителем. Службу проходил в Азербайджане, входившем тогда в состав СССР. Летал на перехватчиках марки СУ в частях противовоздушной обороны.

В 1961 капитан Веремей Б. И. вышел в отставку и поступил по спецнабору в школу лётчиков-испытателей, которую окончил год спустя в составе 10-ти выпускников. Через четверть века от этого выпуска остался в живых только один – вот такой высокой была плата за передовой уровень нашей авиации.

После окончания школы лётчик Б. И. Веремей был направлен на Казанское авиапредприятие Туполева, где производились тяжёлые бомбардировщики. Три года набирался опыта Борис Веремей, испытывая новый бомбардировщик         Ту-16. После успешного завершения испытаний эта машина поступила на вооружение.

С 1965 года Борис Иванович Веремей стал ведущим лётчиком-испытателем в ОКБ им. Туполева, и основным местом его работы стал подмосковный Жуковский…

Наверное, Борису Ивановичу на роду было написано стать одним из лучших в своём деле, ведь он был продолжателем славной династии. Дед  Николай Прохорович воевал в Гражданской войне, командовал эскадроном в отряде Красного казачества, позже в Бугомском полку дивизии Николая Щорса. Отец удостоился славы в годы  Великой Отечественной войны. Но всё же героями не рождаются – героями становятся!

Борису Ивановичу не раз приходилось побывать в экстремальной ситуации, он отвечал  и за себя, и за свой экипаж. Однако Веремей любил небо, а небо любило его… Как иначе объяснить его везение в самых неординарных ситуациях? Безусловно, он был лётчиком высшего класса. Но далеко не всем профессионалам удаётся совершать невозможное, а ему удавалось.

В одном из полётов экипаж Бориса Веремея выполнял полетное задание по проверке работы систем с изменением перезагрузки на сверхзвуковых скоростях. Полёт проходил на высоте 14 км со скоростью 1800 км/ч. Нештатная ситуация возникла неожиданно. Вот как это было со слов второго пилота В.Н. Матвеева: «Начали на режиме делать отрицательную пе­регрузку, но до нулевой перегрузки не дошли – произошла  остановка левого двигателя.  Действовали  мы  очень быстро и, как нам казалось, правиль­но, но вдруг выключился и правый двигатель. Как потом выяснила комиссия мы из-за близости тумблеров выключили исправный двигатель са­ми».

Тяжелая машина стремительно неслась к земле, хотя хорошие лётные характеристики позволили ей плавно вернуться на дозвуковые режимы. На высоте 10 тысяч метров экипаж сделал первую попытку запустить выключен­ный двигатель, но самолет плавно пе­ревернулся вдоль оси и «лёг на спину». Командир предпринимал одну попытку за другой, но двигатели не запускались, и снижение продолжалось ниже гра­ничных 3000 метров, когда по инструк­ции необходимо покинуть машину. А тут Коньшин, навигатор, заметивший в окно речку, сказал: «Борис, Иванович! Ты на Москва-реку не садись! Я ведь плавать не умею!». Хватило ребятам выдержки ещё и шутить. Совсем подстать своему командиру! Ведь самолёт был уже на высоте 150 метров, да ещё и находился в перевёрнутом положении…

Во время приёмочных испытаний ТУ-22М1 сдавался сложнейший ре­жим – взлёт с одним отказавшим дви­гателем. В первый день полетов в ко­мандирском кресле – Борис Веремей, а справа от него – военный приемщик, летчик-испытатель. В первый день Веремей благополучно выполнил взлет, а на другой день они поменя­лись местами и в качестве командира уже взлетал приемщик. Вот тут и воз­никла нештатная ситуация, завершив­шаяся драматически... Приемщик чуть раньше необходимого убрал закрылки, умень­шив тем самым подъемную силу. Те­перь увеличить её стало возможно только увеличивая скорость, но один двига­тель явно не справлялся с этой зада­чей. И самолет начал медленно терять едва набранную высоту в 50 метров. Борис Веремей, великолепно освоив­ший машину и знавший её с первого дня испытаний, предложил командиру выправить ситуацию, опять подвыпустив закрылки. Но тут, как говорится, «нашла коса на камень»... Борис Ве­ремей был вынужден ещё и ещё раз повторить свою безответную просьбу. А самолёт продолжал терять высоту штурман беспристрастным голосом отсчитывал: 30, 25, 20... Наконец, ни­когда не теряющий самообладания Борис Иванович неожиданно предло­жил: «Сто рублей дам, если выпус­тишь закрылки!». Но даже это предло­жение, полное юмора и драматизма, не помогло, и вот уже высота: 15, 10, 0 самолёт, полный керосина, плашмя упал на поле, где без людей стоял трактор. Это и стало счастливым стечением обстоятельств, поскольку от удара кабина самолёта оторвалась и проехала вперёд, а всё остальное сгорело в адском пламени… Но экипаж остался жив и только приемщик был сильно травмирован. Через час Борис Иванович уже докладывал руководителю полётов все обстоятельства аварии.

О бесстрашии, хладнокровии и дьявольском везении летчика-испы­тателя Веремея рождались легенды. Шутка ли сказать дважды во время падения самолетов не только уце­лел сам, но и сохранил людей. На­верное, только он мог в присущей лишь ему одному манере предло­жить «взятку» за спасение экипажа и самолёта во время его неуправляе­мого падения, когда катапультирова­ние было уже невозможным...

Более 25 лет в ОКБ им. Туполева испытывал Борис Иванович Веремей новые самолёты этой марки. Но навсегда вписать свое имя в историю авиации Борису Ивановичу  помогло испытание им бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь» (так прозвали бомбардировщик за изящность форм), проводимое 18 декабря 1981 года. На этом самолёте возглавляемый им экипаж впоследствии ставил новые мировые рекорды скорости.

Борис Иванович Веремей за свой нелегкий труд и вклад в развитие авиации получил множеством наград: многочисленными медалями, Орденами Ленина, Октябрьской революции, Красной звезды, а 13 июня 1984 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

Веремея уважали за его бесстрашие, умение владеть собой в любой ситуации, им восхищались. А он просто жил, делал то, что любит и умеет, передавал свой опыт молодым летчикам, становясь прекрасным наставником, и никогда не считал, что испытывая очередную железную птицу, он совершает подвиг. Не  считал  это подвигом не  потому, что был излишне скромен, а потому, что всегда старался быть справедливым по отношению к себе и другим.

В 1999 году в Казани была завершена сборка ещё одного ракетоносца ТУ-160 – самого совершенного по технологическому оснащении из всех ранее выпущенных. Его поднял в воздух и затем испытал Борис Веремей в свои 65 лет! И сделал эту работу мастерски. Жена Бориса Ивановича Инна Андреевна, ставшая свидетелем этого события, рассказывала, что казанские авиастроители – инженеры, техники, рабочие не скрывали слёз радости, когда увидели, как творение их рук, ведомое экипажем Веремея, совершило круг над корпусами предприятия.

Но, к сожалению, приходит время, когда и «любимцы неба» покидают кабину самолета, оставляя штурвал молодым преемникам, и уходят на заслуженный отдых. После того, как Борис Иванович перестал летать, он так и не нашёл достойную замену своему любимому делу. Да и разве это было возможно?

6 февраля 2002 года Героя Советского Союза, Заслуженного лётчика-испытателя Бориса Ивановича Веремея не стало. Но остались его ученики и наследники, осталась добрая память о нём в наших сердцах.

 

Президент РФ Владимир Владимирович Путин хорошо знал историю создания «Белого лебедя» и был наслышан о ведущем лётчике-испытателе ТУ-160. И вполне справедливым было слово об увековечении памяти Бориса Веремея в имени ещё одного ТУ-160. 9 декабря 2005 года был подписан приказ, и в небе появилась крылатая машина «Борис Веремей». Это стало достойным летающим памятником Лётчику и Человеку, так много совершившему в своей необыкновенно прожитой жизни.

 

Хостинг от uCoz