«Жить – вот то ремесло,

которому я хочу учить воспитанника»

                                                      Ж.Ж.Руссо

 

 

Воспитательная работа – это необходимая часть образовательного процесса любого учебного учреждения. В силу сложившейся социально – экономической ситуации, классное руководство стало ключевым элементом организации воспитания в школе.

В рамках конкурса «Марафон классных руководителей» я выбрала номинацию «Классный руководитель – координатор взаимодействия семьи, педагогов, социума».

В нашей школе классный руководитель работает по какой-то определённой теме, определённой им самим для данного классного коллектива. Тема моего опыта  работы классным руководителем звучит так: «Человек среди людей». Основной целью нашего взаимодействия с учащимися класса, их родителями, педагогами школы и социумом считаю содействие индивидуальному развитию личности и педагогическую поддержку в нелёгком вхождении в общественную жизнь.

Классным руководителем моего 9 «а» я стала в сентябре 2007 года, когда ребята перешли в 7-ой класс. Тогда,  планируя  работу, обозначила тему: «Духовно – нравственное развитие личности». Но, вплотную пообщавшись с ребятами, поняла, что сначала нужно  просто помочь, научить сосуществовать в одном коллективе и с января 2008 года появилась тема, заявленная выше.

В классе каждый год значительно менялся состав класса (слайд 2).

Так в 5-ом классе – 23 учащихся.

В 6 –ом классе – 23 человека.

В 7-ом классе – 25 человек: «новеньких» 4 человека (Ерёмина А, Марыгин Б, Чикова А, Мегеря К.)

В 8-ом классе – 20 человек, т.к. 7 человек ушли (Грищенко А, Долгова М. – в школы Шатуры; Кондратьев Е, Савич А.,  Марыгин Б. – второй год, Сухарев Р. -  в СРЦ, Чикова А – по месту прописки) и двое второгодников пришли – Дорина К, Ботин А.

В 9-ом классе – 18 человек, т.к ушли  Ботин А, Котов П, Терещук О. – в ПУ, а пришёл Самарин А.

Таким образом, в настоящий момент 77% ребят обучаются в нём с 1-го класса.

Социальный паспорт класса в начале наших взаимоотношений выглядел так (слайд 3). Из 25 учащихся – 17 воспитывались в полных семьях, из них  13 – единственные дети в семье (52%)!  Из многодетных семей  3-ое  учащихся, причём, в этих семьях мамы растили детей без отцов. Четыре семьи считались неблагополучными.  Четверо ребят в классе были «новенькие».

Первые же тестирования показали, что у абсолютного большинства ребят (примерно у 80%) очень завышенная самооценка: они разными способами стремились к лидерству (Приложение 1, слайд 4). В классе постоянно менялся состав малых групп. В феврале 2008 года произошёл эксцесс – девочки побили одноклассницу.  Четыре девочки (все из полных, благополучных семей) поставлены на учёт в КДН. Всё это обусловило необходимость обучения ребят совместной жизни во время уроков и во внеурочное время.

При общении с родителями учащихся поняла, что они, за редким исключением,  заинтересованы  в полноценном воспитании своих детей, но часто не могут правильно отреагировать.

Своеобразием работы в сложившейся ситуации стало большее  применение психологических знаний. В силу собственной заинтересованности вопросом прочитала различную литературу, о многом узнавала у специалистов на курсах повышения квалификации. Ключевые тесты повожу несколько раз: в 7-ом, в 8-ом и 9-ом классе, т.е. отслеживаю изменения в связи с возрастом и развитием личности.

С ребятами часто беседовала на такие темы: что такое личность, возрастные особенности школьника, как избежать конфликта или как  его остановить, о причинах детской агрессии, об уголовной ответственности несовершеннолетних.

При этом, учитывая, что ребёнок с высокой самооценкой стремится выделиться, предлагала ребятам участие в  различных выступлениях, как в самодеятельности (слайд 5), так и в спортивных соревнованиях. Значение уделялось массовости участников, что способствует развитию духа коллективизма.

 Приобщались мы и к высокому искусству. Так в 7-ом классе мы посетили Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, а в 8-ом – Третьяковскую галерею   и Оружейную палату Кремля (слайд 6).

Конечно, обращаю внимание гражданско–патриотическому воспитанию. Так все ребята попытались восстановить свою родословную. К сожалению, не у всех учащихся родители смогли ответить на детские вопросы (слайд 7,8). В этом учебном году у нас в школе создан краеведческий музей. Мои ребята оказывают помощь в сборе материалов (слайд 9), выступают на конференциях разного уровня (слайд 10).

Ключевым моментом взаимодействия с родителями учащихся является, конечно, родительское собрание. На многих собраниях обучаю родителей понимать собственных детей (слайд 11), не бояться переходного возраста (слайд 12), показываю как, по мнению психологов, нужно действовать в тех или иных ситуациях. Результаты некоторых тестов, проведённых с ребятами, обсуждаем с родителями (Приложение 2, слайд 13). Иногда это происходит сообща, иногда  - индивидуально. Ведь родители редко видят своих детей со стороны. А в связи с экономической ситуацией, даже просто видятся не каждый день, работая сутками в Москве, оставляя подростков, в лучшем случае, на попечении бабушек.

Конечно, особое внимание уделяю неблагополучным семьям, где родители не приходят в школу, ведут асоциальный образ жизни, а дети просто предоставлены сами себе. Так по окончании 7-го класса в социально – реабилитационном центре г. Рошаль оказался Сухарев Руслан – 15-летний подросток, которого мать – алкоголичка бросила на произвол судьбы.  На положении БОМЖа оказалась 16-тилетняя Чикова Аня, приехавшая с матерью – алкоголичкой из Волгоградской области жить к родственникам, а те их выгнали из-за пьянства матери девочки.  Работу с такой категорией семей и детей нельзя обозначить словом «мероприятие».

Роль классного руководителя в педагогическом коллективе – это роль защитника интересов ученика в виде «просьб», «рекомендаций», «советов», «совместных обсуждений» (слайд 14).  Профессиональные действия классного руководителя  таковы:

1.     выступления на педагогических советах с сообщениями об успехах и проблемах учащихся своего класса;

2.     предоставление педагогам, работающим в классе, некоторых сведений об особенностях учеников, на условиях конфиденциальности;

3.     просит некоторых педагогов в процессе проведения урока учитывать те или иные обстоятельства жизни ученика;

4.     организует малые педагогические советы  для обсуждения состояния дел в классе (по необходимости совместно с родителями учащихся);

5.     проводит индивидуальные беседы с учениками и так называемый «триумвират» - ученик – учитель – родитель.

Взаимодействие классного руководителя с обществом и общественными организациями проявляется в совместных мероприятиях. Так представители поселковой библиотеки не раз приходили на классные часы в школу. Поселковый дом культуры также проводил для нас мероприятие по здоровому образу жизни. Подростково-молодёжный клуб «Олимп» никогда не отказывает нам в проведении Дней Здоровья на его базе. Сами учащиеся посещают кружки и секции, и роль классного руководителя в этом процессе сводится к тому, чтобы подсказать ребятам об их наличии, поинтересоваться, как проходят тренировки или репетиции.

Вся эта ежедневная работа, конечно, даёт положительный результат (слайд 15). Ребята значительно сдружились или, по крайней мере, научились уживаться вместе. Девочки сняты с учёта КДН в начале 2009 года. При беседах они говорят, что подобное никогда не повторится (их слова подтверждаются поведением). Одна из этих девочек хочет овладеть юридической наукой.

Мониторинг сфер интересов класса и уровня самооценки учащихся показал, что значительно возрос интерес к общению (слайд 16), а завышенная самооценка несколько снизилась (слайд 17).

Конечно, нельзя утверждать, что все проблемы решены. В силу возрастных особенностей меняются акценты нашего взаимодействия. В 9-ом классе на первое место выходит проблема профессионального выбора. 

Ну а тема «Человек среди людей» по-прежнему актуальна, так как на дальнейшей учёбе, работе ребят, конечно же, скажется их умение  жить в социуме (слайд 18)         

 

Хостинг от uCoz