Открытый  урок  по  истории  в  7  классе

Тема:  Реформы  Петра  I.

Дата урока:  28  ноября  2006  года.

Учитель:  Мухин  Дмитрий  Александрович,

МОУ СОШ рабочего посёлка Мишеронский.

 

Цели  урока:

  1. Охарактеризовать государственные реформы Петра I.
  2. Определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.
  3. Осветить роль сподвижников Петра I.
  4. Показать изменения, происшедшие в положении церкви и её отношениях с государством.

 

Задачи  урока:

1.       Показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления.

2.       Продолжить формирование у учащихся умения работать с таблицами, схемами, документами, с материалом параграфа учебника.

 

Основные  понятия  и  термины: 

Абсолютизм, аристократия, Правительствующий сенат, генерал-прокурор, коллегии, Тайная канцелярия, Указ о единонаследии, Табель о рангах, губернии, провинции, магистрат, бурмистр, Святейший правительствующий Синод, обер-прокурор.

 

Оборудование  урока:

Доска с меловым текстом; портреты Петра I, А. Д. Меншикова, Б. П. Шереметева, П. И. Ягужинского, репродукция Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает своего сына царевича Алексея»; телевизор с видеомагнитофоном, видеокассеты – фрагменты учебного фильма «Петр Великий» и художественного фильма «Пётр Первый»; раздаточный материал – конспект-шаблон урока.

 

План  урока:

1.       Реформа центрального управления.

2.       Указ о единонаследии. Табель о рангах.

3.       Областная реформа.

4.       Реформа городского управления.

5.       Церковная реформа.

6.       Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».

 

Ход  урока:

Начало  урока:  1) Постановка целей и задач урока.

                           2) Беседа по домашнему заданию:

1.       Итоги Северной войны.

2.       Реорганизация армии (военные преобразования Петра I).

3.       Заслушиваются короткие доклады по сподвижникам Петра I:  А. Д. Меншиков,  Б. П. Шереметев.

Объяснение  нового  материала: 

Вводное слово учителя. Разъяснение по работе с конспектом-шаблоном урока.

Учащиеся работают на уроке вместе с учителем. Основные вехи урока заносятся в конспект-шаблон, который потом можно использовать дома при подготовке домашнего задания.

Конспект-шаблон урока (см в приложении).

 

  1. Реформа центрального управления.

 

В 1699 Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».

 

В 1711 году создан Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, – это законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Управлял страной, если царь в отъезде за границу или в походе (на войне).

 «Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен генерал-прокурор. Им был Павел Иванович Ягужинский.  (далее звучит короткое сообщение о нём, рассказанное учеником).

 

В 1718 – 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было 11). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсуждение дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия – Главный магистрат.

 

Далее – заполнение таблицы по коллегиям.

Название  коллегии

Чем ведала (компетенция)

Иностранных дел

Внешняя политика

Воинская

Сухопутная армия

Адмиралтейств-коллегия

Морской флот

Юстиц-коллегия

Гражданский и уголовный суд

Берг-коллегия

Горно-заводская промышленность

Мануфактур-коллегия

Мануфактурная промышленность

Коммерц-коллегия

Торговля

Штатс-контор-коллегия

Государственные расходы

Ревизион-коллегия

Контроль за финансами

Камер-коллегия

Государственные доходы

Вотчинная коллегия

Землевладение

Главный магистрат

Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется – после городской реформы)

В каждую коллегию входили: президент, вице-президент, советники.

 

Создана Тайная канцелярия – занималась делами о государственных преступлениях.

 

  1. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

 

Вотчина и поместье в России после 1714 года.

До  указа

Указ Петра I от 1714 г.

После  указа

Вотчина – наследственная собственность.

Поместье – пользование землёй при условии несения военной службы.

Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам.

Поместье передаётся по наследству.

Обязательность службы для дворян со-хранялась.

 

В 1722 году царь принял Табель о рангах.

Классы

Чины военные сухопутные

Чины гражданские

Что давало?
 I

Генералиссимус, Фельмаршал

Канцлер

Власть, титулы (потомственное дворянство), земли, деньги.

II

Генерал от артиллерии…

Действительный тайный советник

III

Генерал-лейтенант

Тайный советник

IV

Генерал-майор

Действительный статский советник

V

Бригадир

Статский советник

VI

Полковник

Коллежский советник

VII

Подполковник

Надворный советник

VIII

Майор

Коллежский асессор

IX

Капитан

Титулярный советник

Власть, титулы (личное дворянство без права передачи по наследству), земли, деньги

X

Штабс-капитан

Коллежский секретарь

XI

    

Сенатский секретарь

XII

Поручик

Губернский секретарь

XIII

Подпоручик

Сенатский регистратор

XIV

Прапорщик

Коллежский регистратор

Теперь старая и новая аристократия (см в конце параграфа – стр. 122) уравнивалась и в служебном положении. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

3.      Областная реформа.

Подпись: Губернии (1708 год) – 8 (во главе с  губернаторами):
Московская, Ингерманландская (позже – Петербургская), 
Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская,
Архангелогородская, Сибирская

 

 

 

Подпись: Провинции (1719 году) – их было 50 (во главе – воеводы) 

  

  

  

  

  1. Городская реформа.   (1720 год.)

В городах стали выбирать выборные органы - магистраты, во главе которых стояли бурмистры.  (Добавить в коллегии по Главному магистрату!)

 

  1. Церковная реформа.

В 1700 году ликвидировано патриаршество. Местоблюстителем патриаршего престола некоторое время будет Стефан Яворский, назначенный царём.

(Можно включить фрагмент из учебного в/ф «Пётр Великий»)

Установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий Синод – управлял делами церкви.

В 1722 году за его надзором введена светская должность обер-прокурора.

 

      6.  Выступление  против  реформ.  «Дело  царевича  Алексея».

Здесь можно применить для большей ясности фрагмент из художественного фильма «Пётр Первый».  После фрагмента – вопрос:  в чём вы видите вину царевича Алексея перед отцом и государством.

 

Заключительная часть урока: 

1) Выводы – значение петровских преобразований (можно зачитать последний пункт параграфа 15.

2) Для закрепления можно использовать матрицу по понятиям (есть на доске!).

3) Подведение итогов урока.  Д/з – параграф 15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема:  Реформы  Петра I.

 

  1. Реформа центрального управления.

 

В 1699 Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».

 

В 1711 году создан Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, – это_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

«Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен ___________

_______________________________. Им был _____________________

____________________________________________________________.

 

В 1718 – 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было _________). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсужде-ние дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия.

Название  коллегии

Чем ведала (компетенция)

Иностранных дел

 

Воинская

 

Адмиралтейств-колл.

 

Юстиц-коллегия

 

Берг-коллегия

 

Мануфактур-коллегия

 

Коммерц-коллегия

Торговля

Штатс-контор-колл.

Государственные расходы

Ревизион-коллегия

Контроль за финансами

Камер-коллегия

Государственные доходы

Вотчинная коллегия

Землевладение

Главный магистрат

 

В каждую коллегию входили: ________________________________________

_________________________________________________________________.

 

Создана Тайная канцелярия – занималась делами ______________________

_________________________________________________________________.

 

  1. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

 

Вотчина и поместье в России после 1714 года.

До  указа

Указ Петра I от 1714 г.

После  указа

Вотчина – наследственная собственность.

Поместье – пользование землёй при условии несе-ния военной службы.

 

Поместье передаёт-ся по наследству.

Обязательность слу-жбы для дворян со-хранялась.

 

В 1722 году царь принял Табель о рангах.

Классы

Чины военные сухопутные

Чины гражданские

Что давало?

I

Генералиссимус, Фельмарш.

Канцлер

 

II

Генерал от артиллерии…

Действит. тайный советник

III

Генерал-лейтенант

Тайный советник

IV

Генерал-майор

Действит. статский советн.

V

Бригадир

Статский советник

VI

Полковник

Коллежский советник

VII

Подполковник

Надворный советник

VIII

Майор

Коллежский асессор

IX

Капитан

Титулярный советник

 

X

Штабс-капитан

Коллежский секретарь

XI

    

Сенатский секретарь

XII

Поручик

Губернский секретарь

XIII

Подпоручик

Сенатский регистратор

XIV

Прапорщик

Коллежский регистратор

Теперь старая и новая аристократия (?) уравнивалась и в служебном положении. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

 

8.      Областная реформа.

Подпись: Провинции (1719 году) – их было ____________Подпись: Губернии (1708 год) – 8 (во главе с  _________________________):
Московская, Ингерманландская, _______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Городская реформа.   (1720 год.)

В городах стали выбирать выборные органы - __________________________, во главе которых стояли ______________________________________.

  1. Церковная реформа.

В 1700 году ликвидировано патриаршество, установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий Синод – управлял _________________.

В 1722 году за его надзором введена светская должность _________________

 

ВЫВОД:  БЫЛ НАВЕДЁН ДОЛЖНЫЙ ПОРЯДОК В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ. В РОССИИ ОФОРМИЛСЯ АБСОЛЮТИЗМ – ЭТО _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Хостинг от uCoz