Доклад на тему:

«Информатизация системы образования в целях повышения качества обучения»

 

С каждым годом уменьшается количество людей, находящихся в стороне от современных информационных и телекоммуникационных технологий. Это обусловлено процессами развития компьютерной техники и расширения доступа к всемирным информационным сетям. Массовое распространение средств информации ныне касается всех сфер деятельности человека. Современные компьютеры и сеть Интернет используются в медицине и юриспруденции, в торговле и науке, в культуре и в военном деле. В связи с этим закономерным явлением следует признать активное внедрение и использование информационных технологий в системе образования. С одной стороны, современные средства обработки информации позволяют существенно повысить эффективность подготовки специалистов, с другой стороны, система образования является кузницей, в которой формируются члены общества, живущего в условиях повсеместной информатизации.

Одним из приоритетных направлений развития современной общеобразовательной школы является внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.

Совершенно очевидно, что появление новых эффективных средств обучения и организации педагогической деятельности, обладающих большими возможностями, не может не повлечь возникновения целого спектра проблем, без решения которых информатизация образования не достигнет желаемого уровня. Прежде всего следует отметить такие проблемы, как неготовность педагогов к осуществлению профессиональной деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий, недостаточное качество технического исполнения и содержательного наполнения электронных ресурсов, используемых в системе образования, и, конечно, отсутствие взаимосвязи между разрозненными средствами информатизации, количество которых постоянно растёт.

Следует отметить, что преподаватели информатики, а также педагоги, преподающие большинство дисциплин естественнонаучного цикла, в силу специфики сферы их профессиональной деятельности более активно приобщаются к использованию информационных и телекоммуникационных технологий в обучении школьников. В обучении гуманитарным дисциплинам применение соответствующих средств осуществляется значительно реже. 

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения способность имеющихся в сети Интернет информационных ресурсов существенно повысить эффективность обучения истории, литературе, обществознанию, экономике и другим гуманитарным дисциплинам. Достаточно назвать такие предоставляемые ими возможности, как повышение наглядности обучения, его сопровождение аудио- и видеоинформацией, содействие формированию у школьников мотивации к изучению гуманитарных дисциплин. Благодаря этому использование ресурсов сети Интернет оказывается востребованным, а необходимость знакомства учителей с видами таких ресурсов и основными подходами к их использованию становится очевидной.

Решение проблем информатизации образования определено в качестве одной из важнейших целей реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (ФЦПРО, http://www.fcpro.ru). В рамках указанной программы разрабатываются электронные образовательные ресурсы, обеспечивающие реализацию образовательных программ по предметам основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и общего профессионального образования.

Массовое введение принципиально новых технологий в системе образования требует специальной организации как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов. Информатизация системы образования – масштабный проект, с выполнением которого связывается возможность получения новых актуальных образовательных результатов. Он требует специально организованного управления и введения новых функций службы методического сопровождения в системе образования на всех уровнях ее организации.

Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету. В настоящий период времени необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств. Техническое обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающей основой процесса информатизации.

Истинным критерием эффективности использования новых информационных технологий в образовательном учреждении должно стать не количество и качество компьютеров, а наличие единого информационного образовательного пространства.

Вовлечь в процесс информатизации всех: учащихся, родителей, учителей, администрацию, библиотекаря, психолога и других работников школы – вот главная задача информатизации.

Важно правильно определить направления достижения поставленной цели, которая повлечёт за собой повышение качества обучения, совершенствование управления школой, информационную интеграцию с внешней средой.

В качестве таких направлений в нашей школе выбраны информатизация управления и внедрение информационных технологий в учебный процесс по всем общеобразовательным дисциплинах и дополнительном образовании.

Внедрение информационных технологий в процесс преподавания всех предметов влечёт за собой необходимость повышения информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях:

*       контроль знаний

*       лабораторный практикум

*       наглядность на уроке

*       самообразование (сетевое взаимодействие)

Таким образом, информатизация школы возможна лишь при одновременном развитии как технического обеспечения, так и создания единого информационного пространства всеми участниками учебного процесса. 

 

Сегодня в распоряжении все большего числа учащихся имеются такие мощные инструменты фиксации наблюдений, как цифровое фото, видео, аудио, ПК. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника. Это может быть использовано учителями, что собственно и происходит в гимназии. Учащиеся получают поисковые задания для подготовки уроков.

Поэтому важно не само по себе использование ИКТ, так как соответствующие технологии могут быть недоступны или ограниченно доступны в школе. Важно, чтобы на уроке присутствовали необходимые элементы содержания  (целенаправленное обучение наблюдению и сбору данных). И как показывает практика, соответствующие средства ИКТ по мере роста их доступности быстро и легко становятся естественной частью таких уроков.

Цифровая информационная среда помогает изменить практику распространения информации в школе, что в свою очередь, приводит к перераспределению ответственности за результаты учебной работы, дает учителю новый уровень свободы в принятии решений об изменении организации и методов обучения и принципиально меняет его работу. С одной стороны это привлекает учителя, а с другой – отталкивает, так как виртуальная среда все еще непонятна для взрослых. Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.

Учащимся интересно выполнять задания учителя-предметника, используя знания для этого какие-либо программы обработки информации. Примерами таких работ являются разработанные тесты по окружающему миру и обучающая программа по литературе по творчеству Булгакова. В эту программу ученик включил информационный, иллюстративный и проверочный материал.

Мультимедиа не только обеспечивает множественные каналы подачи информации, но и создает условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед учениками открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком.

Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Проекты позволяют глубже понять, как применить полученные знания на практике, выработать такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность. Одним из таких проектов может являться сайт школы, выполненный учеником совместно с учителем, руководителем.

Таким образом, мультимедиа начинает выступать как средство для построения учебного процесса, а компьютер превращается в обычный рабочий инструмент ученика, каким сегодня является книга и карандаш.

 

Образовательные ресурсы сети Интернет создают широкое информационное поле для современного образовательного процесса. Умение постоянно пользоваться ими свидетельствует сегодня о должном уровне информационной грамотности как учителя, так и учащегося.

В работе, например, учителя гуманитарного цикла могут быть использованы опережающие индивидуальные и групповые задания для наиболее подготовленных учащихся. Школьников привлекает возможность расширить круг источников информации, они проявляют к ним глубокий интерес, задаются дополнительными вопросами, расширяют информационный поиск, становятся заинтересованными участниками урока, выступают в роли консультантов для своих одноклассников.

Расширение информационного пространства урока, привлечение дополнительного «живого» материала на занятиях по дисциплинам гуманитарного цикла открывает перед учителем новые возможности по созданию проблемных ситуаций. Различные точки зрения на одну и ту же проблему побуждают ученика к самостоятельному мышлению, формированию собственной позиции, её обоснованию и аргументации. На основе выявления личностно значимых для учащихся проблем организуется проектная деятельность. Метод проектов позволяет органично соединять поисковую, исследовательскую деятельность в процессе решения проблемы и достижения определённого реального результата. Сеть Интернет с её обширнейшими информационными ресурсами и услугами позволяет организовать региональные и международные телекоммуникационные проекты, что особенно важно для изучения иностранных языков.

Развитие интернет-технологий, мультимедийных сервисов Сети предоставляет возможности для организации виртуальных экскурсий в разнообразные музеи в России и за границей, в художественные галереи. Сочетание высококачественных изображений, музыкального сопровождения, содержательного комментария производит глубокое впечатление, позволяет получить эстетическое наслаждение, вызывает интерес к предмету, повышает учебную мотивацию. Работа может быть организована таким образом, чтобы учащиеся выступали не только слушателями и зрителями, но и ведущими, организаторами виртуальной экскурсии, её гидами.

В тех школах, где компьютер и ресурсы сети Интернет используются только на уроках информации, требуется проведение большой подготовительной работы. Учителям гуманитарных предметов следует привлекать наиболее подготовленных и увлечённых школьников в качестве ассистентов, ведущих. Более продуктивной является работа в группах, где происходит взаимодействие, обучение в сотрудничестве. Одни ученики хорошо владеют предметным содержанием, другие обладают навыками в области использования компьютера, поиска в сети Интернет, знанием необходимых программ для просмотра и прослушивания мультимедийных файлов. Активная совместная познавательная деятельность в процессе подготовки и проведения образовательного путешествия по художественным галереям, литературным музеям значительно повышает эффективность процесса овладения материалом.

Участие в сетевых олимпиадах, творческих конкурсах, викторинах становится одной из форм проверки уровня освоения учебного материала.

 

Таким образом, сеть Интернет не только предоставляет современному учителю практически неограниченные возможности, но и предъявляет к нему новые требования.

Для учителей-предметников в Сети представлены методические разработки уроков с использованием инновационных методик, ресурсов сети Интернет. В рамках различных программ проводятся конкурсы среди образовательных учреждений, учителей на лучшие методические разработки, лучшие планы уроков с использованием интернет-ресурсов. Периодически проходят сетевые мероприятия, информация о которых размещается на официальных сайтах федеральных образовательных порталов, ведущих педагогических университетов. В Сети проводятся нтернет-педсоветы, интернет-семинары. Их материалы размещаются в открытом доступе. Ресурсы сети Интернет позволяют учителю постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство, получать консультации коллег, методистов. Интернет-семинары, теле- и видеоконференции дают возможность в режиме реального времени общаться с авторами учебников, ведущими методистами, учёными-педагогами. Задать вопрос, высказать собственное мнение, предложение возможно в рамках сетевых мероприятий для педагогического сообщества. Вместе с тем каждый учитель имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, поделиться накопленным опытом, опубликовать методические разработки в электронных изданиях и на секциях интернет-педсовета, найти единомышленников.

 

Хостинг от uCoz