Тема урока: «О змеях, собаках, кошках и прочем».

 

Цели урока: 1.Научиться защищаться от природы, на практических примерах показать отрицательное 

                       влияние на жизнь человека, изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать при  

                       общении с природой, учить самостоятельно работать в парах.

                       2. Развивать логическое мышление и воображение, внимание, речь, коммуникативные качества.

                       3.Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и жизнь. Воспитание бережного

                       отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них.

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки.

 

Тип урока: Урок – дискуссия (учебный диалог/полилог).

 

Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.

 

Основной структурный элемент: диалог/полилог.

 

Дополнительные структурные элементы: обмен информацией и её коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулирование выводов.

 

 

 

 

                                                       Ход урока.

 

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

 

- Сегодня мы с вами продолжим изучать правила безопасного поведения в природе, в общении с животными.

- Но сначала давайте проверим домашнее задание.

 

2. Проверка домашнего задания.

 

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

                                          (Ф.И.Тютчев)

 

-Поэт восторженно пишет о грозе, знаменующий приход тепла. А теперь посмотрите на картину К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы». Дети не рады грозе, они её боятся. Лицо девочки встревожено, а природа выглядит угрожающе.

- Как вы думаете, почему?

  Кто из вас любит грозу? Почему?

-Какие ещё чувства вызывает у вас гроза? Почему?

- Что опасно: молния или гром?

- Как уберечься от удара молнии?

 

3. Работа над новой темой.

 

    Опасное солнце.

 

- Отгадайте загадку.

«Доброе, хорошее

  На людей глядит,

  А людям на себя

  Глядеть не велит». (Солнце).

 

-Нужно ли летом опасаться солнца?

- Палящие солнечные лучи перегревают наш организм. Защищайте голову и шею от солнца, надевайте панамы, платочки, чтобы спастись от теплового удара, солнечного ожога.

Признаки солнечного ожога:

покраснение кожи, высокая температура; рвота; головная боль.

Лечение: положить на обожженный участок холодный компресс, постоянно меняя его.

 

 Ядовитые растения и грибы.

 

- А что вы знаете о ядовитых  растениях и грибах?

 

 Запомни правила:

- Не собирай грибы и ягоды, которые не знаешь.

- Не собирай те грибы, в съедобности которых есть хоть малейшие сомнения.

- Постоянно пополняй свои знания о грибах – тогда и сомнений не будет.

 

  Выступления детей. «Ядовитые грибы».

 

Несъедобный двойник есть у белого гриба. Это желчный гриб, или ложный белый. Вот как их различить. У «царя грибов» шляпка белая или желтовато – коричневая, мякоть на срезе остаётся белой. У его подражателя шляпка снизу розовая, на ножке чёрная сеточка, мякоть на срезе розовеет. В желчном грибе яда нет – просто он очень горький, как желчь.

 

Двойники есть и у опят. Они ядовиты. У летнего опёнка пластинки на шляпке кремовые или коричневые, а у его двойника, ложноопёнка, серо – жёлтые или зеленоватые. Эти грибы часто растут рядом. В конце лета появляется осенний, или настоящий опёнок. Ложноопёнок кирпично – красный. Мякоть у него желтоватая, с неприятным запахом.

 

Самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. Дело не только в исключительной силе яда, но и в том, что первые признаки отравления – головная боль, головокружение, ухудшение зрения, чувство беспокойства – проявляются только через 10 – 12 или даже через 30 часов. За это время яд успевает основательно «поработать» в организме, так что при любом лечении остаётся мало надежды на выздоровление. Бледная поганка похожа на шампиньон. Но у шампиньона пластинки розовые, с возрастом фиолетовые, а у поганки – чисто белые. Это очень надёжный признак. Кроме того, у поганки в основании ножки разорванный мешочек, которого нет у шампиньона. Правда, мешочек этот часто бывает погружён в мох, почву и не бросается в глаза. Сверху шляпка бледной поганки зеленоватая. Если встретишь похожий гриб с белой, а не с зеленоватой шляпкой, берегись его не меньше бледной поганки. Потому что это её родственница – поганка белая, тоже смертельно ядовитая.

 

На лугах среди травы часто попадаются грибы, которые на грибы не очень – то похожи.

У них нет шляпки и ножки. Тело этих грибов, белеющее на земле, - круглое, как тенистый мяч, или грушевидное. Это грибы – дождевики. Молодые дождевики вкусные и питательные. Дождевики – чемпионы среди грибов по размерам. Как только в дождевике начинают образовываться споры, мякоть становиться желтоватой. Тогда есть гриб уже нельзя. Тем более нельзя есть совсем зрелые грибы, они превращаются в «табакерку». Слегка заденешь его – и споры тёмным облачком летят по ветру.

А теперь внимание! Бывает, разрежешь молодой дождевик, а он внутри не снежно – белый, а чёрно – фиолетовый. Значит, в руках у вас не настоящий дождевик, а ложный. Он ядовит!

Ещё одно предостережение: бледная поганка, когда только – только появляется на свет, похожа на дождевик. Но, разрезав её, сразу увидишь под оболочкой будущие ножку и пластинки. В дождевике этого нет: мякоть её однородная.

 

Рассказ учителя.  «Ядовитые растения».

                                       

                                                                                   Волчье лыко.

Красивые душистые цветки и красные аппетитные ягоды очень привлекательны. Но не спеши собирать букет и пробовать на вкус его плоды. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом. Если ты случайно прикоснулся к нему, хорошо вымой руки с мылом.

Даже животные обходят стороной волчье лыко.

 

                                                                                   Вороний глаз.

 

Вороний глаз – опасное растение. Его единственная ягода сизовато – чёрного цвета, похожа на глаз вороны. Это растение ядовито. Никогда не срывай и не бери в рот. Просто пройди мимо. Вороний глаз не любит солнечного света, а если окажется на солнце, то долго не выдержит и погибнет. Животные вороний глаз обходят стороной. А вот птицы его склёвывают. Наверное, лечатся.

 

                                                                                         Белена.

 

Белена встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. Ядовитое растение. При отравлении ею появляется головная боль, дыхание затрудняется, сердце бьётся учащённо, появляется сильное психическое расстройство и нервное возбуждение. Это растение не едят животные.

 

                                                                                        Дурман.

Дурман растёт на пустырях, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных канавах. Он содержит едкое, неприятное ядовитое вещество, делающее его несъедобным. Колючки этого растения действуют механически, нанося раны.

 

                                                                                        Ландыш.

 

Гуляя по лесу, мы видим тёмно – зелёные листья ландыша. Всё растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян – лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.

 

 

4. Физкультминутка.

 

Мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

 

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

 

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

 

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

 

 

5. Продолжение работы над темой.

 

    Если укусила змея.

 

Любая змея пуглива. Встретившись с человеком или крупным животным, она предпочитает уползти, ускользнуть в укрытие. Но, если преградить ей дорогу, нападает. Это естественное поведение всякого животного, которому угрожают.

Змея нападает не сразу. Сначала старается напугать. Гадюка сворачивается в кольцо, потом делает ложные угрожающие выпады.

 

Если, конечно. Ты неожиданно наступил на змею, она ужалит без предупреждения. Поэтому сельские жители перед походом в лес надевают сапоги и длинные плотные брюки. Там, где могут быть змеи, не стоит ходить в шортах и лёгких тапочках.

 

Чтобы реже встречаться с ядовитыми змеями, надо знать их любимые места и привычки. Змеи любят греться на солнце возле своих нор. Эти норы могут быть и под старым пнём, и в гнилом стволе упавшего дерева. Около таких мест нужно быть осторожнее. И, конечно, не надо совать руку в дупло дерева – там тоже может оказаться совсем не белочка. А когда вернёшься из леса на дачу, будь осторожен даже у дома, когда разбираешь поленницу дров – это одно из мест, где любят прятаться змеи. Так что, идя за дровами, надевай плотные рукавицы.

 

При змеином укусе яд может быстро распространиться по организму, если не оказать первую медицинскую помощь.

 

Признаки отравления:

 

- Место укуса быстро отекает.

- В первые 20 – 40 минут пострадавший испытывает шоковое состояние: бледность, головокружение, тошнота, рвота, частый и слабый пульс, падение артериального давления, потеря сознания.

 

Ваши действия:

 

- Пострадавшему обеспечить полный покой;

- Продезинфицировать ранку йодом или спиртом;

- В первые же минуты начать отсасывать яд, регулярно сплёвывая его. Делать это в  

  течение 15 минут. Яд не глотать!

- Дать пострадавшему тёплое питьё и доставить его в лечебное учреждение.

 

 

 Если ужалила оса или пчела.

 

«Домовитая хозяйка

 Пролетает над лужайкой,

 Похлопочет над цветком –

 Он поделится медком». (Пчела).

 

Укусы пчёл или ос особенно опасны для людей, испытывающих аллергию на яд. Этих насекомых.

Пчела оставляет в ранке своё жало, к которому прикреплён мешочек с ядом. Это жало надо как можно быстрее удалить. Но так, чтобы мешочек с ядом не разорвался. Поэтому не стоит выдавливать жало или пытаться вытащить его пальцами. После этого надо промыть ранку водой с мылом. От боли и зуда может помочь измельчённый лист подорожника. И ещё – любой дезодорант от пота. В нём, оказывается, есть вещества, которые уменьшают действие пчелиного яда.

 

Пчелиный укус – вещь неприятная и болезненная. Но не злитесь на пчёл. Подумайте, может быть, это случилось из – за вашей собственной неосторожности. Пчёлы – существа мирные. Они не нападают ради удовольствия. И если вдруг пчела начала кружить около тебя, лучше всего замереть. Не дёргаться, даже когда она сядет на тебя, - пусть изучит запах и улетит. Пчёл привлекают блестящие украшения, запахи духов, яркая одежда. Одеваясь на прогулку, подумай, не примут ли тебя за цветочную клумбу.

 

 Если на вас напала собака.

 

Желание любого ребёнка, когда он видит кошку или собаку, погладить её. Но это не всегда безопасно.

 

Что делать?

 

- Встаньте боком к собаке;

- Твёрдым голосом отдайте несколько команд («Фу!», «Нельзя!», «Сидеть!», «Лежать!»);

- Не делать резких движений, позовите хозяина;

- не пытайтесь кричать, махать руками или палкой, кидать что – либо в собаку; не   

  смотрите ей в глаза – это может спровоцировать животное на активные действия.

 

Заботьтесь о животных. Правила вежливости с кошками и собаками:

 

- Не навязывайся животному в друзья, если оно не хочет – рычит, шипит.

- Не трогай животных, если они едят или кого-то охраняют, особенно своих детёнышей.

- Не толкай и не нападай в шутку на хозяина собаки – собака шутку поймёт по-своему.

- Не убегай на улице от собаки.

- Не гладь незнакомых животных.

- Будь вежлив с чужой собакой или кошкой, если ты в гостях. Можно ли с ними играть,

  спроси у хозяина.

 

Собака никогда не нападает первой. Виноват часто бывает сам человек, потому что не правильно себя ведёт.

Мой руки после общения с животными, иначе можно заразиться различными кишечными заболеваниями.

Если незнакомая собака или кошка тебя укусила, обратитесь к врачу. Есть болезни, одинаково опасные для человека и животных. Например, бешенство.

 

6. Проверка изученного на уроке (работа в парах).

 

-Вы гуляете зимой рядом с парком. Вдруг на вас выбегает с лаем большая собака. У вас в руках клюшка, сумка с коньками.

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность.

 

1. Замахнуться клюшкой и отогнать собаку;

2. Убежать от неё;

3. Закричать, отгоняя её клюшкой, бросить в неё сумкой;

4. Упасть на землю;

5. Остановиться, повернувшись к собаке лицом вполоборота;

6. Подразнить собаку;

7. Громко позвать хозяина;

8. При подготовке собаки к прыжку упереться, закрыв горло и лицо согнутой в локте

    рукой;

9. Сохранять спокойствие;

10. При укусах промыть рану, отправиться в травмпункт по месту жительства.

 

Ответы: 9, 5, 7, 8, 10.

 

 

7. Итог урока.

 

- Что полезного узнали на уроке?

- Что особенно заинтересовало?

 

 

8. Домашнее задание.

 

    Учебник на стр.28 задание №2.

 

 

 

 

                                                              

 

                                                                                    Литература:

 

1. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. «поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», Москва, «ВАКО», 2005 г.

 

2. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас», учебник для 3 класса начальной школы, часть 2, Москва, «Просвещение», 2007 г.

 

3. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. 2Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» 1-4 классы, Москва, «ВАКО», 2004 г.

 

4.Илларионова «Учите детей отгадывать загадки», Москва, «Просвещение», 1985 г.

 

 

 

 

        Анализ уровня овладения учебным материалом и интереса учащихся на уроке.

 

Урок детям понравился. Мы обменивались информацией, анализировали её. Дети самостоятельно делали выводы, т.к. эта тема им интересна и близка. Ребята были внимательны на уроке, поэтому быстро справились с заданием, работая в парах. Цели и задачи урока были достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz