Конференция по диссеминации опыта учителей – победителей ПНПО

(г. Раменское, 2007 г.)

 

Д о к л а д 

Организация  исследовательской  работы  с  учащимися 

(Из  опыта  работы  учителя  истории  МОУ СОШ

р. п. Мишеронский  Шатурского муниципального района

Мухина  Дмитрия Александровича)

 

Занятия историей, знание истории, особенно истории своего города, села, деревни, своего дома, рода пробуждают и воспитывают чувство Родины, любовь к Отечеству, стране, уважение к народу, его истории и культуре. 

Огромное значение в изучении истории имеет историческое краеведение, в частности, школьное историческое краеведение. Оно приучает к самостоятельной поисково- и научно-исследовательской работе и способствует выявлению творческих дарований, что нередко определяет дальнейшую судьбу школьников.

Тема краеведческого исследования всегда поставлена в определённые географические и хронологические рамки. Они могут быть шире или уже – от края, области, города до села, деревни, отдельного строения, промышленного предприятия, архитектурного сооружения, памятника живописи или зодчества: от изучения биографии одного человека до исследования образа жизни, верований, традиций целого народа. Тема должна быть обеспечена разнообразными видами источников, которые в процессе исследования выявит и изучит юный краевед. Необходимо, чтобы юный краевед, работая над выбранной темой, мог проявить свои творческие способности, внести пусть и небольшой, но реальный вклад в изучение своей родины и сделать своё первое открытие…

 

Чтобы увлечь учащихся исследовательской работой, пришлось самому многое изучить, определить алгоритм исследовательской деятельности, требования к оформлению ученических работ, определить своё место, место учителя.

Краеведение – это непочатый край; здесь потребовалось составить перспективный план, то есть определить конкретные темы на каждый год на ближайшие несколько лет. Тематика исследовательских работ определялась в соответствии со значимыми событиями, юбилейными датами в истории страны, нашего района, нашего посёлка. Так, в 2004 – 2005 учебном году тема была определена «История нашего посёлка как малая часть истории нашей страны»; затем темой исследований стала «Вклад мишеронцев в битву под Москвой» и др. В последнее время нами поднята тема «Из истории Мишеронской средней школы».

Исследовательская деятельность – достаточно сложный вид деятельности, он только тогда увлекает школьников, когда они видят результаты своего труда и полезность проделанной работы.

Вместе с тем, чем раньше учащиеся приобщаются к поисковой работе, тем лучше бывает результат. Уже в среднем звене выделяются дети, которым интересно беседовать с ветеранами, выступать перед одноклассниками или младшими школьниками.

Считаю, что моя задача, как учителя, на первом этапе сформировать и закрепить интерес к этой работе, поэтому главным консультантом выступаю для них сам, а затем формирую разновозрастные группы, где направляющую роль выполняют старшеклассники, уже имеющие опыт поисково-исследовательской деятельности.

Задания начинающим носят конкретный характер: разработать, например, вопросник для беседы с ветераном и собрать в ходе непосредственной встречи ответы на эти вопросы…

Затем ребята постарше обобщают результаты этого этапа работы. Общий итог поисковой и исследовательской деятельности – участие нашей школы в районном Дне школьного музея. Хотя у нас в школе нет музея, но экспозицию и экскурсию по ней мы обязательно представляем…

Наиболее сложным видом исследовательской деятельности является подготовка отчёта в форме реферата или доклада. Здесь необходимо учитывать все требования при их подготовке. Важным остаётся то, что весь упор в работе делается именно на само исследование, на сам процесс, и, конечно же, на его результаты…

С учащимися, проявляющими интерес к исследовательской деятельности, провожу большую индивидуальную работу. Результат её – рефераты, доклады школьников…

В нашем районе стало уже традицией проводить школьные краеведческие конференции, которым предшествует определённая отборочная работа. Её проводит творческая группа учителей, в которую я тоже вхожу. Прочитываются все представленные работы, обязательно оцениваются в соответствии с требованиями, отбираются лучшие, разрабатывается программа конференции.

В 2004 году работа моей ученицы Чурбановой Екатерины  «История посёлка Мишеронский и первого в Подмосковье стекольного завода» была определена лучшей, с ней мы представляли район и нашу школу на зональной, затем областной краеведческой конференции и, наконец, на Всероссийской. Участие в подобных мероприятиях, признание результатов кропотливого труда приносят удовлетворение, обогащают в духовном плане и в плане опыта, а главное – стимулируют учащихся к дальнейшей работе… 

 

 

22 марта 2007 г.

 

 

 

Хостинг от uCoz