Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа 

имени Героя Советского Союза Б.И.Веремея                                                                         

Шатурского муниципального района Московской области

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  «Утверждаю»

                                                                                                                   Директор школы

                                                                                                                  _______________

                                                                                               Протокол педсовета №  1

                                                                                                                                                                                           от  31.08.2011г.

                                                                                          Приказ по школе №  126 о/д

                                                                                                                          от  31.08.2011г.

 

 

 

Рабочая программа 

по предшкольной подготовке

 

 

Составлена на основе авторской программы «Преемственность»

Н.А.Федосова

 

 

Рабочую программу составил:

учитель  начальных классов Борисова С.Б.

 

 

 

Рассмотрена на ШМО учителей                                                                                            начальных классов

Протокол №  1 от  27.08.2011г.

Руководитель ШМО _______________

 Кондрякова М.Ю.

 

 

 

 

 

р.п.Мишеронский 2011г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

В процессе работы со старшими дошкольниками решаются следующие задачи:

- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;

- развить умения и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;

- укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.

Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей ребят;

- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход при разработке занятий;

- систематичность и последовательность занятий;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- наглядность.

Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

В основе подготовительного курса лежит программа «Преемственность» (подготовка к обучению), составитель

Н.А. Федосова. Данная программа состоит из разделов:

- «От слова к букве» (автор - Н.А. Федосова);

- «Математические ступеньки» (автор - С.И. Волкова).

Продолжительность обучения: 34 недели (с 15  октября  по 15  мая, с учетом двухнедельных каникул в январе и марте) Общее число занятий – 78

« От слова к букве» » - 42 часов;

«Математические ступеньки» - 36 часов.

 

Режим занятий:  1 день  в неделю по 3 занятия в день. Длительность занятия 25  минут. Перерыв между занятиями –  5  минут.

Число занятий в день:

 « От слова к букве» -2

«Математические ступеньки» -1

Все занятия проводятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, с опорой на практическую деятельность.         

 

Требования к результатам обучения по программе

подготовительного курса

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

1) отчетливо и ясно произносить слова;

- выделять из слов звуки;

- находить слова с определенным звуком;

- определять место звука в слове;

- соблюдать орфоэпические нормы произношения;

- составлять предложения на заданную тему по опорным словам;

- составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;

- пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;

- ориентироваться на странице тетради;

2) называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

- соотносить цифру с числом предметов;

- пользоваться арифметическими знаками действий;

- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

- измерять длину предметов с помощью условной меры;

- составлять из нескольких треугольников (четырех-угольников) фигуры большего размера;

- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

- ориентироваться на листе клетчатой бумаги;

3) распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;

- перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

- называть основные признаки времен года.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:

- русский алфавит;

- состав чисел первого десятка;

- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);

- цифры 0-9, знаки +, - , =;

- название текущего месяца, последовательность дней недели;

- монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

Календарно-тематическое планирование занятий

подготовительного курса

Раздел «От слова к букве» (42 час.)

Данный раздел программы нацелен на развитие связной речи ребенка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

 

I. Устная и письменная речь 

   7 часов

1

1.Понятие об устной и письменной речи. Предложение и слово.

2

2

- Членение слова на слоги с использованием графических схем

 

 

3.Слог и ударение

3

3

- Деление слов на слоги.

 

4

- Ударение в словах.

 

5

- Определение количества слогов в слове

 

 

4.Звуки и буквы

2

6

- Представление о звуках.

 

7

- Упражнения в слого-звуковом анализе слов

 

 

II. Обучение письму

    35 часов

8

5.Подготовительные упражнения для развития глазомера

1

9

6.Обводка и штриховка контуров

1

10

7.Рисование и раскрашивание узоров

1

 

8.Знакомство с начертанием всех больших и маленьких букв, основными   типами их соединения

32

11

Буква О. Звук О. Написание букв О о

 

12

Буква А. Звук А. Написание букв А а.

 

13

Буква У. Звук У. Написание букв У у.

 

14

Буква ы.  Звук ы Написание буквы  ы

 

15

Буква И.  Звук и. Написание элементов  букв  И и.

 

16

Буква Э.  Звук э. Написание  элементов букв Э э.

 

17

Буква Я.  Звуки й и а . Письмо элементов букв Я я.

 

18

Буква Ю. Два звука.  Звук У. Письмо элементов букв Ю ю.

 

19

Звук Е. Буква Е. Два звука. Письмо элементов букв Е е

 

20

Буква Ё ё. Два звука. Звук О. Письмо элементов букв Ё ё.

 

21

Буква Л л.  Звуки  Письмо элементов букв Л л.Л л.

 

22

Буква М м.  Звуки М м. Чтение слогов. Письмо элементов букв М м.

 

23

Буква Н н.  Звуки Н н. Чтение слогов. Письмо элементов букв Н н.

 

24

Буква Р р .Звуки Р р. Чтение слогов. Письмо элементов букв Р р.

 

25

Буква В в .Звуки В в. Чтение слогов. Письмо элементов букв В в.

 

26

Буква Ф ф .Звуки Ф ф. Чтение слогов. Письмо элементов букв Ф ф.

 

27

Буква З з. Звуки З з. Чтение слогов. Письмо элементов букв З з.

 

28

Буква С с .Звуки  С с. Чтение слогов. Письмо элементов букв С с.

 

29

Буква Ш ш .Звук ш. Чтение слогов. Письмо элементов букв Ш ш.

 

30

Буква Ж ж.Звук ж. Чтение слогов. Письмо элементов букв Ж ж.

 

31

Буква  Б б .Звуки  Б б. Чтение слогов. Письмо элементов букв  Б б.

 

32

Буква  П п .Звуки  П п. Чтение слогов. Письмо элементов букв  П п.

 

33

Буква  Д д.Звуки  Д д. Чтение слогов. Письмо элементов букв  Д д.

 

34

Буква  Т т .Звуки Т т. Чтение слогов. Письмо элементов букв  Т т.

 

35

Буква  Г г.Звуки  Г г.. Чтение слогов. Письмо элементов букв  Г г.

 

36

Буква  К к .Звуки  К к. Чтение слогов. Письмо элементов букв  К к.

 

37

Буква  Х х .Звуки  Х х. Чтение слогов. Письмо элементов букв  Х х.

 

38

Буква   Ц ц .Звук  ц  . Чтение слогов. Письмо элементов букв Ц ц  .

 

39

Буква  Щ щ .Звук щ. Чтение слогов. Письмо элементов букв  Щ щ.

 

40

Буква  Ч ч.Звук  ч. Чтение слогов. Письмо элементов букв  Ч ч.

 

41

Буква  Й й. Звук й. Чтение слогов. Письмо элементов букв  Й й.

 

42

Буквы Ь Ъ . Письмо элементов букв  Ь Ъ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Раздел «Математические ступеньки» (36 часов)

Данный раздел программы направлен на развитие умений:

- проводить наблюдения;

- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;

- понимать относительность свойств объекта;

- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;

- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

1-2

Различение предметов по размеру и форме

2

3-4

Пространственные представления, взаимное расположение предметов

2

5-6

Направления движения

2

7-8

Временные представления

2

9-12

Сравнение групп предметов

4

13-20

Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10

8

21-24

Счет предметов

4

25-26

Сравнение чисел

2

27

Число 0 и его обозначение

1

28-32

Состав чисел 2, 3, 4, 5

5

33-34

Монеты в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей. Набор и размен монет

2

35-36

Монеты в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей. Набор и размен монет

2

 

 

Список литературы

1. Федосова Н. А. Программа «Преемственность», подготовка к школе. - М., АПКиПРО, 1999.

2. Федосова Н.А. От слова к букве. - М.: Просвещение, 2004.

3. Волкова С.И.Математические ступеньки. - М.: Просвещение, 2011 г.

 

Хостинг от uCoz