Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Б.И.Веремея
Шатурского муниципального района Московской области
«Утверждаю»
Директор школы
_______________
Протокол педсовета № 1
от 31.08.2011г.
Приказ по школе № 126 о/д
от 31.08.2011г.
Рабочая программа
по
предшкольной подготовке
Составлена на основе авторской программы «Преемственность»
Н.А.Федосова
Рабочую программу составил:
учитель начальных классов Борисова С.Б.
Рассмотрена на ШМО учителей начальных классов
Протокол № 1 от 27.08.2011г.
Руководитель ШМО _______________
Кондрякова М.Ю.
р.п.Мишеронский 2011г.
Пояснительная
записка
Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
В процессе работы со старшими дошкольниками решаются следующие задачи:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- развить умения и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;
- укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.
Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей ребят;
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность и последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность.
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
В основе подготовительного курса лежит программа «Преемственность» (подготовка к обучению), составитель
Н.А. Федосова. Данная программа состоит из разделов:
- «От слова к букве» (автор - Н.А. Федосова);
- «Математические ступеньки» (автор - С.И. Волкова).
Продолжительность
обучения: 34 недели (с 15 октября по 15
мая, с учетом двухнедельных каникул в январе и марте) Общее число
занятий – 78
« От слова к букве» » - 42 часов;
«Математические ступеньки» - 36 часов.
Режим занятий: 1 день в неделю по 3 занятия в день. Длительность занятия 25 минут. Перерыв между занятиями – 5 минут.
Число
занятий в день:
« От слова к букве» -2
«Математические
ступеньки» -1
Все занятия проводятся на
интегрированной основе с широким использованием игровых методов, с опорой на
практическую деятельность.
Требования
к результатам обучения по программе
подготовительного
курса
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:
1) отчетливо и ясно произносить слова;
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
- составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
- пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
- ориентироваться на странице тетради;
2) называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников (четырех-угольников) фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги;
3) распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;
- перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
- называть основные признаки времен года.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:
- русский алфавит;
- состав чисел первого десятка;
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
- цифры 0-9, знаки +, - , =;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
- монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Календарно-тематическое планирование занятий
подготовительного курса
Раздел «От слова к букве» (42 час.)
Данный раздел программы нацелен на развитие связной речи ребенка, его
фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики
мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и
формирует элементарные навыки культуры речи.
Календарно-тематическое
планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
|
I. Устная и письменная речь |
7 часов |
1 |
1.Понятие об устной и письменной речи. Предложение и слово. |
2 |
2 |
- Членение слова на слоги с использованием графических схем |
|
|
3.Слог и ударение |
3 |
3 |
- Деление слов на слоги. |
|
4 |
- Ударение в словах. |
|
5 |
- Определение количества слогов в слове |
|
|
4.Звуки и буквы |
2 |
6 |
- Представление о звуках. |
|
7 |
- Упражнения в
слого-звуковом анализе слов |
|
|
II. Обучение письму |
35 часов |
8 |
5.Подготовительные упражнения для развития
глазомера |
1 |
9 |
6.Обводка и штриховка контуров |
1 |
10 |
7.Рисование и раскрашивание узоров |
1 |
|
8.Знакомство с начертанием всех больших и
маленьких букв, основными типами их соединения |
32 |
11 |
Буква О. Звук О. Написание букв О о |
|
12 |
Буква А. Звук А. Написание букв А а. |
|
13 |
Буква У. Звук У. Написание букв У у. |
|
14 |
Буква ы. Звук ы Написание буквы ы |
|
15 |
Буква И. Звук и. Написание элементов букв И и. |
|
16 |
Буква Э. Звук э. Написание элементов букв Э э. |
|
17 |
Буква Я. Звуки й и а . Письмо элементов букв Я я. |
|
18 |
Буква Ю. Два звука. Звук У. Письмо элементов букв Ю ю. |
|
19 |
Звук Е. Буква Е. Два звука. Письмо элементов букв Е е |
|
20 |
Буква Ё ё. Два звука. Звук О. Письмо элементов букв Ё ё. |
|
21 |
Буква Л л. Звуки Письмо элементов букв Л л.Л л. |
|
22 |
Буква М м. Звуки М м. Чтение слогов. Письмо элементов букв М м. |
|
23 |
Буква Н н. Звуки Н н. Чтение слогов. Письмо элементов букв Н н. |
|
24 |
Буква Р р .Звуки Р р. Чтение слогов. Письмо элементов букв Р р. |
|
25 |
Буква В в .Звуки В в. Чтение
слогов. Письмо элементов букв В в. |
|
26 |
Буква Ф ф .Звуки Ф ф. Чтение
слогов. Письмо элементов букв Ф ф. |
|
27 |
Буква З з. Звуки З з. Чтение
слогов. Письмо элементов букв З з. |
|
28 |
Буква С с .Звуки С с. Чтение слогов. Письмо элементов букв С
с. |
|
29 |
Буква Ш ш .Звук ш. Чтение
слогов. Письмо элементов букв Ш ш. |
|
30 |
Буква Ж ж.Звук ж. Чтение
слогов. Письмо элементов букв Ж ж. |
|
31 |
Буква Б б .Звуки
Б б. Чтение слогов. Письмо элементов букв Б б. |
|
32 |
Буква П п .Звуки
П п. Чтение слогов. Письмо элементов букв П п. |
|
33 |
Буква Д д.Звуки Д д. Чтение слогов. Письмо элементов букв Д д. |
|
34 |
Буква Т т .Звуки Т т. Чтение слогов. Письмо элементов букв Т т. |
|
35 |
Буква Г г.Звуки
Г г.. Чтение слогов. Письмо элементов букв Г г. |
|
36 |
Буква К к .Звуки К к. Чтение слогов. Письмо элементов букв К к. |
|
37 |
Буква Х х .Звуки Х х. Чтение слогов. Письмо элементов букв Х х. |
|
38 |
Буква Ц ц .Звук ц . Чтение слогов. Письмо элементов букв Ц ц . |
|
39 |
Буква Щ щ .Звук щ. Чтение слогов. Письмо элементов букв Щ щ. |
|
40 |
Буква Ч ч.Звук ч. Чтение слогов. Письмо элементов букв Ч ч. |
|
41 |
Буква Й й. Звук й. Чтение слогов. Письмо элементов букв Й й. |
|
42 |
Буквы Ь Ъ . Письмо элементов букв Ь Ъ. |
|
Раздел «Математические ступеньки» (36 часов)
Данный раздел программы направлен на развитие умений:
- проводить наблюдения;
- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;
- понимать относительность свойств объекта;
- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
Календарно-тематическое
планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1-2 |
Различение предметов по размеру и форме |
2 |
3-4 |
Пространственные представления, взаимное расположение предметов |
2 |
5-6 |
Направления движения |
2 |
7-8 |
Временные представления |
2 |
9-12 |
Сравнение групп предметов |
4 |
13-20 |
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 |
8 |
21-24 |
Счет предметов |
4 |
25-26 |
Сравнение чисел |
2 |
27 |
Число 0 и его обозначение |
1 |
28-32 |
Состав чисел 2, 3, 4, 5 |
5 |
33-34 |
Монеты в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей. Набор и размен монет |
2 |
35-36 |
Монеты в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей. Набор и размен монет |
2 |
Список литературы
1. Федосова Н. А. Программа «Преемственность», подготовка к школе. - М., АПКиПРО, 1999.
2. Федосова Н.А. От слова к букве. - М.: Просвещение, 2004.
3. Волкова С.И.Математические ступеньки. - М.: Просвещение, 2011 г.